Бестарный цемент обычно перевозят с помощью цементовозов, которые могут быть автомобильными, железнодорожными, а также речными и морскими.
В емкостях для перевозки цемента можно транспортировать и другие сыпучие материалы (песок, известь, гипс).
Если иметь в виду автомобили цементовозы , то они предназначены для транспортировки сыпучих веществ от мест их производства или хранения на строящиеся объекты, к транзитным складам или торгово-сбытовым организациям. Арендовать для них всех будет не так выгодно, как купить цементовоз.
Автоцементовозами целесообразно доставлять сыпучие материалы на расстояния до 300 км. Причем эта доставка не зависит от капризов погоды, что очень важно для потребителей цемента, представляющих промышленность, строительство и сельское хозяйство.
Автоцементовозы по грузоподъемности бывают:
— легкими (от 3 до 7 тонн);
— средними (7-12 т);
— тяжелыми (более 12 т),
Автоцементовозы по загрузочному процессу:
— самозагружающимися;
— несамозагружающимися,
Автоцементовозы по виду сцепления емкости с машиной:
— полуприцепами-цистернами;
— прицепами-цементовозами;
— автоцистернами (когда емкость смонтирована прямо на шасси автомобиля).
В большинстве цистерн применяется гравитационный тип загрузки. Иногда движущей силой этого процесса является вакуум, который создается специальной системой, а при опорожнении применяется компрессорное оборудование, принцип работы которого довольно простой. Вследствие того, что в емкость нагнетается воздух, полость разгрузочного конуса заполняет аэрированный цемент, которому далее ничего не остается, как вытекать в приемный бункер. А поскольку углы наклона конусов большие, то это позволяет извлечь материал почти полностью.
Цементовозы могут отличаться разным количеством загрузочных люков, длиной и диаметром цистерны, типом емкости для перевозки цемента, скоростью саморазгрузки и пр.