Затронув тему перевозки вещей на велосипеде, нельзя обойти стороной велосипедные багажники.
Так как это основное приспособление для крепления и поклажки вещей на велосипед.
Как и где подобрать подходящий багажник?
Первое, с чего обычно начинают, ставят задачу – каким образом и сколько планируется перевозить. Потом подбирается оборудование.
Из чего же можно делать выбор?
Теоретически багажники можно поделить по способу крепления и по материалу, из которого они сделаны. От этого зависит грузоподъемность багажника.
Варианты крепления к раме:
— вверху, как правило, двумя горизонтальными пластинами или прутками, и внизу к имеющимся резьбовым отверстиям, для простоты назовем его багажник обыкновенный,
— к подседельному штырю, так называемые консольные багажники,
— к раме в месте зажима подседельного штыря. Крепление такого багажника заменяет эксцентрик, зажимающий подседельный штырь. Такие багажники иногда бывают консольные.
Грузоподъемность (масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство) багажников обыкновенных находится от 10 до 100 кг. Такой разброс обусловлен материалом, из которого сделаны багажники и также их конструкцией.
От верхней площадки, могут идти от одной до трех стоек. Иногда третья стойка приходит к середине второй, образуя «защиту» от попадания рюкзаков в спицы колеса. Это не всегда нужно.
Но это больше зависит от конструкции рюкзака.
Консольные багажники бывают грузоподъемностью до 10 кг. Если в магазине скажут что-то другое, не верьте.
Также надо понимать, что при движении велосипеда, груз, лежащий на багажнике, слегка подпрыгивает на неровностях дороги. В этом случае сила, давящая на конструкцию возрастает примерно в несколько раз.
Материалы для изготовления багажников используются традиционные:
— сплавы алюминия,
— сталь,
— сплавы титана.
Карбоновых багажников не встречала.
Если попробовать сравнить багажники по материалам изготовления, то получится примерно такая табличка:
Алюминий | Сталь | Титан | |
Плотность материала | 2,7 г/см3 | 7,7-7,9 г/см3. | 4,54 г/см3 |
Срок службы, багажника | Если повезет, то долго. Обычно год или 1 поход. | Долго | Случаи отказа и поломки крайне редки. Долго. |
Вес | От 0,5 кг. | Около 1 кг. Но есть и более легкие варианты. | От 0,5 кг. |
Цена | Около 3000 рублей | От 1000 рублей, если повезет . | От 7000 рублей |
Ремонтопригодность | нет | да | нет |
Сроки службы багажников взяты из собственного туристического опыта и опыта других велотуристов.
Алюминиевые багажники тоже очень удобные для велотуризма. В мире делают много хороших, подходящих для этого алюминиевых багажников. До России добираются немногие хорошие алюминиевые багажники. Чаще всего грузоподъемность алюминиевых багажников достигает 25 кг, при этом предполагают, что груз лежит неподвижно. Отсюда проблемы у велотуристов – частые поломки. Очень неприятно, когда новый багажник ломается прямо в походе. В таких случаях ремонтируют их с помощью деревянной палочки и крепкой веревочки.
С точки зрения туризма и экономии денег, мне очень бы нравились стальные багажники, если бы не их вес. Стальные багажники, как и стальные велосипедные рамы можно починить на ближайшей МТС (не путайте с сотовым оператором) с помощью сварки.
Сама я пользуюсь титановым багажником. Есть подозрение, что он моим внукам достанется.
Попробую сделать выводы из вышесказанного.
В туризме часто приходится перевозить груз заметного веса. Где-то около 12 кг. для девушек и около 20 кг. для юношей. В сложных автономных походах вес рюкзака может доходить до 70 – 80 кг.
Сразу можно забыть про багажники консольного типа. Редкий багажник консольного типа выдержит нагрузку 10 кг. Я имею ввиду реальные 10 кг, закрепленных на багажник, которые подпрыгивают на кочках, и давят на багажник всей своей массой, помноженной на ускорение.
Остаются багажники со стойками. Здесь остается выбрать материал багажника и выделить бюджет на его покупку.
В случае велосипеда с дисковыми тормозами, еще продумать способ установки багажника на велосипед.
Приметно с 2011 года производителя стали делать рамы с посадочными местами для калипера дискового тормоза на нижнем пере заднего треугольника. Это решило проблему установки багажника на велосипедах с дисковыми гидравлическими тормозами. Калиперы дисковых механических тормозов продолжают быть шире их гидравлических собратьев, с ними по-прежнему могут быть трудности.
(См. справочную информацию).
Большинство туристов, которые сталкиваются с Российской дорожной и кемпинговой действительностью, отдают предпочтение титановым багажникам или стальным. Бывает, что попадаются алюминиевые, служащие долгие годы.
Туристам, предпочитающим облегченные варианты путешествий, с остановками в отелях по велодорожкам Европы, достаточно перевозить нетяжелые грузы, для которых подойдет практически любой багажник. Покупать титановый, в этом случае, особого смысла не имеет. Консольного типа не всегда удобны, т.к., особенно, будучи нагруженными, они дополнительно раскачивают велосипед в движении. Это не всегда приятно для ездока. (Мне иногда становится страшно от мысли — что будет, если частота раскачиваний консольного багажника совпадет с собственной частотой велосипеда? Я ее, обычно, не додумываю до конца).
В любом случае, решение остается за путешественником.